Инстилляции мочевого пузыря и уретры.

Иногда необходимо провести не только общее лечение цистита, но и местное, особенно если общее противопоказано, например, при беременности. Тогда назначается лечение - инстилляция мочевого пузыря растворами антисептиков (вливание их в мочевой пузырь через катетер).

Такой способ лечения будет эффективным, даже когда не действует общее из-за глубокого проникновения инфекции внутрь стенки или при изъявлениях с образование грануляционного вала, за который не проникает препарат из крови. При этом инстилляции мочевого пузыря при цистите сокращают время лечения: местные препараты не дают токсического влияния на весь организм, а лекарственный препарат концентрируется в месте наибольшего воспаления сразу и не обезвреживается организмом.

Инстилляция мочевого пузыря у женщин
Эту процедуру делает врач на гинекологическом кресле при пустом мочевом пузыре, одно из требований - воздерживаться от мочеиспускания 2 часа до и после процедуры.
Половые органы обрабатывают антисептиком.
Потом в уретру вводят стерильный одноразовый катетер и выпускают мочу.
К входному отверстию катетера присоединяют шприц Жане и наполняют мочевой пузырь антисептиком.
Потом отсоединяют шприц, и жидкость из мочевого пузыря вытекает.
Антисептик вводят несколько раз, пока жидкость, которая вытекает, не станет прозрачной.

После этого примерно наполовину наполняют мочевой пузырь теплым антисептиком и удаляют катетер, больную просят полежать подольше и постараться не опорожнять пузырь один - два часа.

Препараты для инстилляции мочевого пузыря
В мочевой пузырь чаще всего вводят антисептики, реже - масляные растворы, например, облепиховое или масло шиповника. Чаще всего назначают инстилляции мочевого пузыря Протарголом - этот препарат содержит йод, который оказывает противомикробное действие, но противопоказан людям с повышенной чувствительностью к препаратам, содержащим йод. Такое же действие и противопоказания имеют инсталляции мочевого пузыря с похожим йодсодержащим препаратом - Колларголом.
В наше время введене йодсодержащих препаратов считается неправильным так как эти препараты склерозируют слизистую мочевого пузыря.

Инстилляция относится к одному из видов местного лечения. Местное лечение, в отличие от системного, характеризуется тем, что лекарственный препарат действует только на ограниченном участке тела. Примером местного лечения служат компрессы, лечебные пластыри и различные мази.

Особенности лечебного воздействия:
лекарственное вещество действует на ограниченном участке и все потенциальные побочные эффекты (токсическое воздействие на печень, нервную, иммунную систему, микрофлору) при местном лечении отсутствуют
концентрация лекарства, например, при инстилляции повышена именно в том месте, где это нужно (например в мочеиспускательном канале), а не в печени, нервной системе, суставной жидкости и других органах
в тех случаях, когда необходим быстрый заживляющий эффект при повреждениях слизистой, при помощи инстилляций происходит наиболее быстрое воздействие.

Как проводятся инстилляции уретры?
При инстилляции используются самые разные лекарственные средства. Чаще всего находят применение раствор борной кислоты 3%, раствор метиленового синего (однопроцентный), сулема, азотнокислое серебро, риванол, инстиллогель, катеджель, колларгол, раствор диоксидина 1%, растворы антибактериальных средств, различные масла (например, такие как масло шиповника, облепиховое), хлоргексидин, дибунол и некоторые другие антибактериальные, не агрессивные для слизистых препараты.

Для того чтобы провести инстилляцию уретры, применяют любые шприцы. Следует особо подчеркнуть, что в настоящее время  фармацевтическими компаниями выпускаются даже специальные шприцы, предназначенные именно для инстилляции уретры и мочевого пузыря. Они уже изначально содержат нужную дозу лекарственного средства. Перед тем как осуществить процедуру, больному необходимо опорожнить мочевой пузырь. Затем отверстие мочеиспускательного канала снаружи обрабатывают антисептическим средством. Область наружного отверстия уретры и головку полового члена предварительно обрабатывают антисептическим средством. Проводят орошение различных отделов уретры специальным раствором необходимого препарата. Инстилляция уретры применяется при комплексном лечении разнообразных воспалительных процессов, локализованных в предстательной железе, а также при воспалении мочеиспускательного канала.

При проведении инстилляции уретры с помощью шприца вводится лечебный раствор в количестве десяти миллилитров. После введения необходимо на некоторое время зажать руками  отверстие мочеиспускательного канала на несколько секунд. После этой процедуры не следует опорожнять мочевой пузырь примерно в течение 45-60 минут. Если же проводится инстилляция мочевого пузыря, то  объем вводимого лекарственного препарата уже больше, но он ни в коем случае не должен превышать сто миллилитров.

Когда применяют инстилляции у мужчин?
Инстилляции в мочеиспускательный канал у мужчин применяются при лечении хронического уретрита и простатита. Предпосылками для применения служат анатомические особенности мочеиспускательного канала и простаты. В мужской мочеиспускательном канале существуют углубления - железы и лакуны, которые при хронических воспалительных процессах могут осумковываться и быть отгороженными от окружающих тканей. Таким образом организм страхует себя от распространения инфекционных процессов, но это имеет и обратную сторону. Осумкованные очаги очень плохо проницаемы для антибиотиков и поэтому в них длительное время возможно существование бактерий в дремлющем виде. Если применять только общее лечение антибиотиками, то не всегда лекарство создает нужную концентрацию в очаге воспаления. Инфекция остается не вылеченной и может рецидивировать спустя какое-то время. Чтобы не допустить подобной ситуации применяются инстилляции в мочеиспускательный канал лекарственного средства. В нашей клинике используются не только растворы, но и эмульсии - лекарства с консистенцией мази, которые длительное время удерживаются на слизистой, создавая постоянную высокую концентрацию действующего вещества. Применение инстилляций в лечении, например, хламидиоза ускоряет процессы выздоровления почти в 2 раза по сравнению с терапией только антибиотиками и иммуномодуляторами.

При лечении простатита используется как массаж простаты, так и инстилляции в заднюю (простатический отдел уретры) мочеиспускательного канала. При этом после массажа в ацинусах железы создается отрицательное давление по отношению к просвету мочеиспускательного канала и лекарственное вещество попадает непосредственно в место воспаления. Это существенно ускоряет процесс лечения простатита. Процедура инстилляции длится недолго и безболезненна. Для ее проведения требуется всего лишь около пяти минут. Что касается ощущений, возникающих при проведении данной процедуры, то нужно сразу подчеркнуть, что в самом начале осуществления инстилляции встречается некоторое жжение, локализованное  в мочеиспускательном канале. Через короткий промежуток времени оно обычно благополучно проходит, так что об этом не стоит беспокоиться.

Когда применяют инстилляции у женщин?
аще всего инстилляции лекарств в мочевой пузырь у женщин применяют при хроническом цистите, когда есть нарушения слизистой оболочки. Порою даже при назначении длительного курса антибиотиков невозможно избавиться от частых позывов к мочеиспусканию и болезненных ощущений в мочевом пузыре. Для эффективного восстановления слизистой мочевого пузыря применяются специальные препараты, обладающие способностью снимать раздражение и заживлять повреждения. В некоторых случаях инстилляция в мочевой пузырь при хроническом цистите может уменьшать потребность в применении антибиотиков. Для этого вводят бактериофаги - вирусы бактерий. Бактериофаг поражает бактерию, вызывая ее гибель и является средством биологической борьбы с патогенами. Известны бактериофаги против кишечной палочки, протея, стафилококка и других патогенных микроорганизмов. Особенно важную роль инстилляции играют при состояниях, когда воспалительный процесс поражает глубокие слои мочевого пузыря, а антибиотики не могут проникнуть в толщу слизистой. Для инстилляций в мочевой пузырь применяют проводники антибиотков, например димексид. Димексид способен проникать в толщу слизистой не причиняя ей вреда и проводить вглубь растворенный антибиотик. Кроме этого димексид обладает способностью обезболивать и улучшать заживление тканей. Применение инстилляций при лечении цистита у женщин в нашей клинике используется очень широко. Благодаря местному лечению происходит быстрое выздоровление и уменьшается нагрузка на организм из-за применения антибиотиков.

Инстилляция («заливка») лекарства в мочевой пузырь происходит следующим образом:

Сначала предварительно обрабатывают область мочеиспускательного канала (т.е. наружное отверстие) антисептическим средством, устанавливают катетер, в мочевой пузырь вводят определенное лекарственное средство.

Инстилляцию лечебного средства внутрь мочевого пузыря осуществляют:

при воспалениях мочевого пузыря
при проведении химиотерапии при лечении онкологических заболеваний мочевого пузыря.
Вся эта процедура отнимает немного времени, лишь около десяти минут.  Лекарство в мочевом пузыре, точнее в его полой части, должно находиться примерно час. Для проявления максимального лечебного эффекта  врачи рекомендуют пациентам в течение этого времени воздержаться от хождения в туалет.