Пузырно-мочеточниковый рефлюкс у детей

Пузырно-мочеточниковый рефлюкс (ПМР) представляет собой возвратный ток мочи из мочевого пузыря по мочеточнику в почку. В норме моча движется однонаправлено из почки по мочеточнику в мочевой пузырь, а возвратному току мочи препятствует клапан образованный пузырным отделом мочеточника. При наполнении мочевого пузыря давление в нем возрастает, что приводит к смыканию клапана. При рефлюксе клапан поврежден или ослаблен, и моча хроническим пиелонефритом при обследовании выявляется пузырно-мочеточниковый рефлюкс.

Чем опасен пузырно-мочеточниковый рефлюкс?
У детей ПМР - наиболее частая причина вторичного сморщивания почек и нарушения почечной функции. Рефлюкс мешает удалению проникающей в мочевые пути микрофлоры, приводя к хроническому воспалению почек (пиелонефриту). Кроме того, при мочеиспускании давление в почечной лоханке резко возрастает, вызывая повреждение почечной ткани. Исходом хронического воспаления протекающего на фоне нарушения оттока мочи является рубцевание почечной ткани с потерей функции почки (вторичное сморщивание почки, нефросклероз).

В случае когда ПМР двусторонний и пациенту вовремя неустановлен диагноз и соответственно не начато адекватное лечение, в раннем возрасте развивается хроническая почечная недостаточность. Рубцевание почки нередко сопровождается устойчивым высоким артериальным давлением, плохо поддающимся консервативной терапии, что вызывает необходимость удаления почки.

Каковы причины ПМР?
Выделяют несколько основных факторов, приводящих к нарушению функции клапана в нижнем отделе мочеточника. Повышенное давление в мочевом пузыре вместе с недостаточной фиксацией устья мочеточника, сопровождаются укорочением клапанного отдела мочеточника и возникновением ПМР. Хронический цистит (воспаление) нарушает эластичность тканей устья мочеточника, способствуя нарушению смыкания клапана. Особое место среди причин ПМР занимают врожденные аномалии пузырного отдела мочеточника, включающие различные варианты нарушения анатомии мочеточниково-пузырного соединения. Полное удвоение почек часто сопровождается ПМР.

Как проявляется ПМР?
Атака острого пиелонефрита является первым клиническим проявлением наличия пузырно-мочеточникового рефлюкса у большинства детей. Заболевание начинается с повышение температуры выше 38,0 без катаральных явлений. В анализах мочи повышается количество лейкоцитов, количество белка. В анализах крови также определяется высокий уровень лейкоцитов, повышение СОЭ. Дети с острым пиелонефритом направляются на стационарное лечение, после которого обычно проводится урологическое обследование. Изредка встречаются жалобы на боли в животе или в поясничной области стороне поражения, усиливающиеся при мочеиспускании. У новорожденных подозрение на рефлюкс чаще возникает при обнаружении расширения лоханки (пиелоэктазии) по данным УЗИ.

Как устанавливается диагноз?
Основным методом диагностики ПМР является микционная цистография: в мочевой пузырь через катетер, проведенный по мочеиспускательному каналу, вводится 15-20%-ный раствор рентгеноконтрастного вещества в объеме физиологической емкости либо до появления позыва к мочеиспусканию. Производится 2 рентгеновских снимка: первый - непосредственно после заполнения мочевого пузыря, второй - во время мочеиспускания. На основании цистографии ПМР разделяются по степеням от 1 до 5ст. Критериями - является уровень заброса мочи и выраженность расширения мочеточника. Наиболее легкой является первая степень, а наиболее тяжелой - 5степень рефлюкса. Степени пузырно-мочеточникового рефлюкса. Выявленные при цистографии рефлюксы также подразделяются на активные (во время мочеиспускания) и пассивные (вне мочеиспускания при низком давлении в мочевом пузыре). Помимо обнаружения рефлюкса и определения его степени, цистография позволяет получить важную информацию о проходимости мочеиспускательного канала, и заподозрить нарушения функции мочевого пузыря. Пузырно-мочеточниковый рефлюкс, появляющийся время от времени, носит название транзиторного.

Какие еще методы используются для обследования?
Дополнительную информацию о состоянии органов мочевыделения у детей с ПМР позволяют получить внутривенная урография, исследование функции мочевого пузыря (уродинамическое исследование), цистоскопия и лабораторные анализы. Функция почек определяется на основании радиоизотопного исследования (нефросцинтиграфия). В результате этих исследований рефлюксы дополнительно подразделяются на первичные (патология устья мочеточника) и вторичные, возникшие из-за воспаления и повышения давления в мочевом пузыре. Очень информативным и наиболее щадящим в плане лучевой нагрузки является метод микционной сонометрии с использованием ультразвуковых контрастов (к сожалению, в российской федерации метод пока не выполняется).Как лечится вторичный рефлюкс?

При вторичном ПМР проводится лечение заболеваний, приводящих к его возникновению (лечение цистита, дисфункции мочевого пузыря, восстановление проходимости мочеиспускательного канала). Вероятность исчезновения вторичного рефлюкса после устранения причины составляет от 20 до 70% в зависимости от заболевания. Реже происходит «самоизлечение» вторичных ПМР при врожденной патологии. Нередко и после устранения причины, вторичный рефлюкс сохраняется, тогда лечение проводится оперативными методами.

Как лечится первичный ПМР?
При первичных рефлюксах, возникающих на фоне патологии устья мочеточника, выполняются хирургические операции, направленные на восстановление клапанной функции мочеточника. Хирургические операции имеют три основные разновидности, это традиционная пересадка мочеточника по той или иной методике. Эндоскопический метод, при котором используется различный материал (гель), метод выполняется через просвет мочевых путей без разрезов на коже, при помощи инструмента - цистоскопа. Лапароскопический метод лечения пузырно-мочеточникового рефлюкса выполняется так же как традиционный, но менее инвазивно, при помощи лапароскопического оборудования.

Как выбирается метод лечения рефлюкса?
При всех вышеуказанных методах лечения можно получить хорошие результаты лечения. Однако на практике результаты лечения в разных клиниках значительно варьируют. Как правило, хирург использует тот метод, которым он лучше владеет и который позволяет ему получить приемлемые результаты лечения. В российском здравоохранении выбор метода операции определяется установками, принятыми в данном учреждении. Нефрологи реже направляют больных для оперативного лечения, наблюдая детей и проводя антибактериальное лечение и профилактику инфекции. Следует отметить, что такой подход мы в нашей клинике не используем потому, что считаем оптимально эффективной тактикой лечения ПМР это как можно раннее оперативное лечение ПМР, при 1-3 степени  рефлюксов методом выбора является эндоскопический. Дело в том, что ПМР запускает механизм развития рефлюкс нефропатии, процесс к сожалению необратимый,  который неуклонно приводит к потере функции органа (почки).

Может ли первичный ПМР исчезнуть без операции?
Если не лечить первичный рефлюкс оперативными методами, то с годами он может исчезнуть самостоятельно в 10-50% случаев, однако, за это время в почке происходят необратимые изменения. Чем выше степень рефлюкса, тем ниже вероятность его самоизлечения. Наиболее вероятно исчезновение рефлюкса 1ст. Маловероятно самоизлечение рефлюксов 3-5 степени - поэтому они однозначно подлежат оперативному лечению. Рефлюкс 2 степени и транзиторный рефлюкс оперируют. Методом выбора является эндоскопический.

Насколько срочно нужно лечить ПМР?
Абсолютно показано оперативное лечение рефлюкса эндоскопическим или традиционным методом, независимо от степени и возраста пациента, при рецидивирующем остром пиелонефрите. Притом мы считаем, чем раньше установлен диагноз и выполнено лечение тем лучше прогноз относительно здоровья. . Компенсаторные возможности (запас здоровья) у всех пациентов разный, но всех объединяет одно, ни кто не знает когда наступит декомпенсация. Поэтому раннее оперативное лечение является оптимальной тактикой врача уролога.

Каков принцип хирургического лечения ПМР?
В большинстве урологических отделений проводится хирургическое лечение пузырно-мочеточникового рефлюкса. Операции выполняются на открытом мочевом пузыре, либо внепузырно ( операция Грегуара-Лича, лапароскопический вариант в том числе). Задачей антирефлюксных операций является создание туннеля под слизистой оболочкой мочевого пузыря, в который помещается участок мочеточника. При этом моча, заполняющая мочевой пузырь, прижимает эластичную верхнюю стенку мочеточника к нижней, препятствуя проникновению мочи из мочевого пузыря в мочеточник.

Эндоскопический метод преследует ту же цель, но при больших степенях рефлюкса (4-5 ст.), а так же при выраженной латеропозиции устьев мочеточников достигнуть 100% результата не удается.

Что такое эндоскопическое лечение ПМР?
Суть метода заключается в восстановлении нарушенной антирефлюксной функции мочеточника путем введения под его выходной отдел белка коллагена или инертной пасты («безразличной» для человеческих тканей). Полимер формирует бугорок, который прижимает нижнюю стенку мочеточника к верхней, восстанавливая клапанную функцию.
Эндоскопическая имплантация полимера под устье мочеточника.

Как осуществляется эндоскопическое лечение?
Вмешательство проводится в процессе цистоскопии, под кратковременным ингаляционным (масочным) или внутривенным наркозом. Используются современные детские операционные цистоскопы фирмы и специальные иглы. Продолжительность процедуры составляет 10-15 минут. Через 1-3 часа состояние пациента нормализуется. Через 2 суток дети выписываются под амбулаторное наблюдение. До выписки проводится антибактериальная профилактика мочевой инфекции. Контрольное обследование - через 3, 12 месяцев.

Какой метод лечения выбрать?
Преимущества эндоскопических операций при рефлюксе 1-3 степени очевидны: малая травматичность, короткий госпитальный период, минимальный риск осложнений. В тоже время при отсутствии ожидаемого эффекта от малоинвазивной операции пересадка мочеточника остается своеобразной «палочкой-выручалочкой» к помощи которой можно прибегнуть в случае неудачи эндоскопии. Следует отметить, что неправильно выполненная первичная эндоскопическая процедура резко снижает эффективность лечения, так как устье мочеточника фиксируется в невыгодном положении. И выполнять повторные эндоскопические попытки мы считаем не целесообразно.